Орган дознания возбуждает уголовные дела

Дознаватель: это кто в полиции?

Орган дознания возбуждает уголовные дела

В правоохранительных органах РФ немало должностей напрямую связано с розыском преступников и расследованием нарушений закона. К перечню таких профессий относятся не только следователи и оперуполномоченные, но и дознаватели. Поэтому следует разобраться в главных обязанностях этих сотрудников.

Дознаватель: кто это такой?

Согласно уголовно-процессуального кодекса России дознаватель – это должностное лицо органа дознания, который работает в следственном или ином подразделении по итогу своей деятельности.

Он составляет стандартный судебный акт, но при этом к ответственности подозреваемого лично не привлекает, зато имеет право осуществлять предварительное расследование в виде дознания, а также исполнять смежные полномочия, предусмотренные законом.

Поэтому дознаватель – это лицо, которое имеет право обжаловать действия менее компетентного субъекта и автоматически параллельно обжаловать его поступки: руководителя органа дознания или начальника подразделения.

Обычно в данной роли выступает опытный работник, самостоятельно контролирующий деятельность при помощи сообщений о преступлениях, прописанных в п.1 ч.3 ст.150 уголовно-процессуального кодекса.

Все другие аналогичные составы рассматриваемых преступлений относятся уже к компетенции других профессионалов. Хотя в отдельных ситуациях процесс дознания может совершать иное лицо (но только по личному указанию прокурора).

Центральное условие – чтобы в качестве дознавателя не выступало лицо, которое ранее проводило оперативно-розыскные мероприятия по упомянутому делу.

Поэтому обычно, дознание ведёт специально назначенный штатный сотрудник правоохранительного органа, обладающий требуемой квалификацией и имеющий высшее юридическое образование, а также профессиональные навыки (согласно определённой категории преступления). На практике роль дознавателя часто выполняют участковые уполномоченные или оперативники.

Главные функции профессии

Суть работы дознавателя сводится к процессу проведения полной проверки по поступившему заявлению. После изучения дела он принимает одно из двух решений: возбудить производство (осмотр места преступления, допрос, обыск) или отказать.

При необходимости можно дополнительно назначать телефонное прослушивание. Заодно именно дознаватель решает вопрос о заключении подозреваемой особы под стражу.

Собственные профессионалы имеются во многих силовых структурах России:

  • следственные органы ФСБ;
  • МВД;
  • таможенная служба;
  • федеральная служба судебных приставов;
  • пожарная охрана.

Как только любые служебные мероприятия берут старт, сотрудник органа дознания лично направляет прокурору соответствующее постановление. Получив этот документ, коллега также имеет право согласиться с выводами, вынести постановление об отзыве и даже вернуть материалы сотруднику для вторичной проверки. В случае, когда по делу вынесено положительное решение, оно принимается к производству.

Каковы полномочия?

Основные полномочия дознавателя указаны в должностных инструкциях. Подобная бумага обычно составляется индивидуально для каждого руководителя и сотрудника органа. Нередко документ представлен в форме таблицы, где указаны обязанности по должности и сроки их выполнения:

  • Рассмотрение заявлений и сообщений о правонарушениях.
  • Принятие решения по итогам проверки.
  • Возбуждение уголовных дел.
  • Производство процессуальных действий.
  • Приостановление преследования, если имеются основания.
  • Прекращения процесса дознания.
  • Отправка материалов по подследственности или прокурору.

Вся деятельность дознавателя целиком регламентируется законом РФ. Среди главных ограничений отмечают полное подчинение начальству и вышестоящим органам, поскольку деятельность сотрудника обязана осуществляться только по принципам отечественного судопроизводства. А из плюсов – возможность применять меры принуждения без контроля сверху.

Основные права

По факту работать дознавателем – большая ответственность, ведь в правоохранительных органах это довольно значимая должность. Пускай они часто разбираются лишь с элементарными преступлениями, без них было бы гораздо сложнее рассматривать поток заявлений-жалоб. Чтобы максимально упростить процедуру, права дознавателей расширены до следующих границ:

  • выполнение вопросов, которые не требуют отлагательств;
  • проведение полноценного расследования;
  • обеспечение компенсации за испорченное имущество (если пострадавший испытал материальные потери во время преступления);
  • контроль сути заявлений или смежных заявлений о нарушениях;
  • инициатива при возбуждении уголовных дел;
  • производство процессуальных действий;
  • временное прекращение преследования;
  • окончательное приостановление начатого дознания.

Как правило, дознаватель имеет возможность и официально уполномочен самостоятельно реализовывать любые следственные процедуры и принимать финальные решения, за исключением ситуаций, когда (в соответствии с УПК РФ) на это требуется дополнительное согласие начальника органа дознания, прокурора или судебное решение.

Главные отличия дознавателя от следователя

Дознаватель – сотрудник органов дознания, который, подобно следователю, уполномочен проводить следствие по уголовному делу, а затем перенаправлять его в суд для дальнейшего рассмотрения.

Но стоит помнить, что дознаватель имеет все полномочия расследовать лишь преступления легкой и средней тяжести – около 68 составов (включая мелкие кражи, причинение вреда здоровью и пр.).

Заодно такой сотрудник изучает детали большинства административных дел: именно в этом и заключается его главное отличие от следователя.

Основные особенности деятельности

Если рассматривать лучшие черты этой профессии, то стоит выделить компетенции должности, к которой относятся очень простые составы преступлений, а общественный риск – невысокий.

Одновременно с этим следователь имеет право принять к производству только «дознавательский» материал, а дознаватель со своей стороны – «следовательский» принять не имеет возможности.

Поэтому понять, кто именно для подозреваемого и обвиняемого хуже, сказать трудно.

По умолчанию дознаватель несёт ответственность за собственные решения и действия. Поэтому он должен работать согласно закону РФ и выполнять отведённые ему обязанности. По факту должностные лица органа дознания считаются субъектами производства следственных действий, чья главная цель – проверка сообщений о преступлении и сбор доказательственной базы в стадии возбуждения уголовного дела.

Для того чтобы стать дознавателем, необходимо получить высшее юридическое образование. Но для соблюдения полного перечня требований работники полиции должны соответствовать следующим параметрам:

  • Возраст от 18 лет (но с учётом обучения в ВУЗе, старт карьеры придётся на 21-22 года).
  • Стаж (после окончания обучения, работу можно найти и без стажа, но для конкретных должностей может потребоваться опыт минимум от 3-х лет).
  • Отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья и хорошая физическая подготовка.
  • Морально-психологическая устойчивость.

Вдобавок каждый дознаватель должен быть отличным психологом и изначально уметь располагать к себе людей.

Его обычная работа отличается большой ответственностью: за итоги расследований и следователи, и дознаватели отвечают перед начальством лично.

Поэтому сотрудника могут принудительно отстранить от дел, в которых он каким-либо образом заинтересован в положительном исходе дела (прямо или косвенно).

Какая проводится профилактическая работа в деятельности?

Исполняя стандартные процессуальные функции, дознаватель обязан своевременно применять на деле неотложные меры к предупреждению преступлений и устранению причин, которые способствуют их возникновению.

Параллельно такой сотрудник правоохранительных органов имеет право направлять компетентным службам информацию, нужную для розыска тех граждан, которые уклоняются от дознания или находятся под подозрением в совершении преступления.

Выполняя дознание на практике, каждый сотрудник обращает внимание на условия, которые стали первопричиной преступных поступков.

Согласно результатам контроля, дознаватель имеет право вносить обобщенные предположения в органы, учреждения, организации, которые должны принимать должные меры к устранению данных деталей.

Когда руководители филиалов не выполняют подобные предписания, дознаватель обязан направить соответствующую информацию в прокуратуру.

Часто дознаватель вынужден вести профилактическую работу и среди жертв, если они подверглись посягательству из-за виктимного поведения. Обычно типичным методом такой работы становится разъяснительная беседа. Поэтому, исследуя на практике уголовные дела и осуществляя профилактику преступлений, дознаватель вынужден по долгу службы периодически:

  • проводить обзорные лекции;
  • выступать перед населением;
  • делать доклады на предприятиях.

Главной задачей таких мероприятий является информирование граждан и трудовых коллективов в доступном виде о способах предупреждения правонарушений в будущем. Самыми эффективными каналами для подобного общения сейчас становятся радио, TV и Интернет.

Ради накопления практических навыков по расследованию преступных деяний дознаватели специально действуют по плану, составленному надзирающим военным прокурором и начальником военного следственного отдела при прокуратуре, а также участвуют в учебных сборах и каждый год проходят обязательную стажировку сроком 10 рабочих дней.

Сама профессия дознавателя всегда будет оставаться востребованной должностью, ведь такая работа нуждается в опытных кадрах, с настойчивым и упорным характером. По статистике, в России чаще всего эту должность занимают именно мужчины.

А средняя заработная плата дознавателей варьируется в границах 20-30 тыс. руб.

Хотя сюда также стоит добавить постоянные надбавки за стаж, премии за удачно раскрытые уголовные дела и другие бонусы в денежном эквиваленте в качестве поощрения.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/doznavatel-eto-kto-v-policii-5da374f474f1bc00b03e5c34

Возбуждение уголовных дел органами дознания: порядок, сроки, особенности

Орган дознания возбуждает уголовные дела

На основе Уголовно-процессуального кодекса РФ рассматривается роль органов дознания в уголовном судопроизводстве. Рассмотрены порядок, сроки и характерные особенности данного участника уголовно-процессуальных отношений.

Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24— 29 УПК, с изъятиями, предусмотренными законом. Дознание производится по уголовным лазам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК.

Этот перечень включает 93 состава преступлений, предусмотренных Особенной частью УК. Кроме того, дознание производится по письменному указанию прокурора по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести.

Таким образом, дознание проводится по значительному числу составов преступлений.

Деятельность дознавателей по уголовным делам осуществляется по двум группам дел:

  1. по делам, по которым обязательно предварительное следствие (ст. 38 УПК), проводятся неотложные следственные действия;
  2. по уголовным делам, не требующим предварительного следствия, расследование производится в полном объеме в форме дознания.

Дознание производится по следующим уголовным делам:

  1. по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 112, 115, 116, 117 ч. 1, 118, 119, 121, 122 ч. 1 и 2, 123 ч. 1, 125, 127 ч. 1, 129, 130, 150 ч. 1, 151 ч. 1, 153-157, 158 ч. 1, 159 ч. 1, 160 ч. 1, 161 ч. 1, 163 ч. 1, 165 ч. 1 и 2, 166 ч. 1, 167 ч. 1, 168, 170, 171 ч. 1, 171.1 ч. 1, 175 ч. 1 и 2, 177, 180 ч. 1 и 2, 181 ч. 1, 188 ч. 1, 194, 203, 207, 213 ч. 1, 214, 218, 219 ч. 1, 220 ч. 1, 221 ч. 1, 222 ч. 1 и 4, 223 ч. 1 и 4, 224, 228 ч. 1, 228.2, 230 ч. 1, 231 ч. 1, 232 ч. 1, 233, 234 ч. 1 и 4, 240 ч. 1, 241 ч. 1, 242, 243 -245, 250 ч. 1, 251 ч. 1, 252 ч. 1, 253, 254 ч. 1. 256-258, 260 ч. 1, 261 ч. 1, 262, 266 ч. 1, 268 ч. 1, 294 ч. 1, 297, 311 ч. 1, 312, 313 ч. 1, 314, 315, 319, 322 ч. 1, 322.1 ч. 1, 323 ч. 1, 324-326, 327 ч. 1 и 3, 327.1 ч. 1, 329 и 330 ч. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  2. об иных преступлениях небольшой и средней тяжести — по письменному указанию прокурора.

При производстве предварительного расследования по делам, отнесенным к подследственности органов дознания, дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением тех из них, на которые требуется согласие начальника органа дознания, решение прокурора и (или) судебное решение. Дознаватель вправе осуществлять иные полномочия, предоставленные ему УПК.

При этом указания прокурора и начальника подразделения дознания обязательны для исполнения. Дознание — это «ускоренная» форма расследования, она производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о его направлении прокурору для утверждения обвинительного акта. Этот срок может быть продлен постановлением прокурора на 30 сут.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный ч. 3 ст. 223 УПК РФ, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ.

срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

В случае, когда в срок (15 суток) окончить дознание не представилось возможным ввиду того, что подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия, либо место его нахождения не установлено по иным причинам, или место нахождения подозреваемого, обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует, либо подозреваемый или обвиняемый временно тяжело заболел и это препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях, дознание приостанавливается порядке, предусмотренном главой 28 УПК.

Причем по основаниям, указанным в и. 2 ч. 1 ст. 208 УПК, дознание приостанавливается лишь по истечении его срока, а по основаниям, предусмотренным и. 3 и 4 ч. 1 ст. 208 УПК, дознание может быть приостановлено и до окончания его срока. Дознание возобновляется на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в порядке, предусмотренном ст. 211 УПК.

С возбуждения уголовного дела начинается производство дознания. После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела по составу преступления, по которому обязательно предварительное следствие (ст.

157 УПК), орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело руководителю следственного органа, а по составам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК, т.е. не требующим предварительного следствия, производит дознание в полном объеме.

Копию постановления направляет прокурору (ч. 4 ст. 146 УПК).

В случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому и разъясняет ему права подозреваемого, предусмотренные ст. 40 УПК, о чем составляется протокол с отметкой о вручении копии уведомления.

https://www.youtube.com/watch?v=i_V-3ELbMd0\u0026t=2360s

В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения. В уведомлении о подозрении в совершении преступления должны быть указаны:

  • дата и место его составления;
  • фамилия, инициалы лица, его составившего;
  • фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;
  • описание преступления с указанием места времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п. 1 и 4 ч. 1 ст. 73 УПК;
  • пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данное преступление.

При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона. При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них. Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору (ст. 223.1).

В отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Постановление о возбуждении ходатайства о заключении подозреваемого под стражу и материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства, дознаватель должен представить соответствующему судье для рассмотрения.

Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт составляется не позднее 10 сут.

со дня заключения его под стражу, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу, то в тот же срок с момента задержания.

При невозможности составить обвинительный акт в срок, предусмотренный ч. 2 ст. 224. подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, установленном главой 23 УПК, после чего производство дознания продолжается в порядке, установленном настоящей главой, либо данная мера пресечения отменяется.

При невозможности закончить дознание в срок до 30 суток и отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу этот срок может быть продлен судьей районного суда ал и военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном ч. 3 ст.

108 УПК, по ходатайству дознавателя с согласия прокурора района, города или приравненного к нему военного прокурора на срок до 6 месяцев.

Источник: https://novainfo.ru/article/3002

Полномочия сотрудников органов дознания на стадии возбуждения уголовного дела

Орган дознания возбуждает уголовные дела

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

УДК 343.12

DOI: 10.19073/2658-7602-2020-17-2-223-229

ПОЛНОМОЧИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ _НА СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

АЛЕКСАНДРОВА Людмила Анатольевна*

И ml1970@yandex.ru

Ул. Комсомольская, 21, Екатеринбург, 620137, Россия

Аннотация. Статья посвящена проблеме неопределенности в вопросе о субъектах возбуждения уголовного дела, что в первую очередь относится к органу дознания, поскольку уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации допускает как проверку сообщений о преступлении, так и вынесение органом дознания решения по результатам этой деятельности.

На практике нередки случаи, когда принимаются итоговые решения об отказе в возбуждении уголовного дела сотрудниками органа дознания, в том числе по материалам о преступлениях, подследственных следователям. УПК РФ не содержит понятия сотрудников органа дознания, в то время как их должности, права и обязанности очень разнообразны, часто преимущество отдается ведомственным интересам.

Такая практика сложилась во многом из-за противоречий действующего уголовно-процессуального законодательства и одновременного действия множества должностных инструкций и положений, нормам которых сотрудники органа дознания часто отдают приоритет.

В статье рассматриваются данные противоречия, а также ведомственные приказы, исключающие единообразное применение положений УПК РФ при решении вопроса о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.

Ключевые слова: система участников уголовного судопроизводства, орган дознания, сотрудники органа дознания, должностные инструкции, уголовно-процессуальный закон, возбуждение уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела.

Authorities of Employees of the Inquiry Bodies at the Stage of Excitation of Criminal Case

Aleksandrova Lyudmila A.**

И ml1970@yandex.ru

21 Komsomolskaya st., Yekaterinburg, 620066, Russia

Abstract.

The article is devoted to the problem of uncertainty in the question of the subjects of a criminal case that primarily relates to the division of inquiry, because the criminal procedure legislation of the Russian Federation allows both verification of crime reports, and making the results of this activity the decisions of division of inquiry. In practice there are cases when accepted the final decision about refusal in excitation of criminal case employees of division of inquiry, including materials about the crimes ofthe defendants to the investigators. Code of Criminal Procedure ofthe Russian Federation does not contain the term employees of division of inquiry, in that time, their position, rights and duties are very diverse, often preference is given to departmental interests. This practice has developed largely because ofthe contradictions inside existing criminal procedure legislation and the simultaneous action ofmany job descriptions

* Доцент кафедры уголовного процесса Уральского государственного юридического университета, кандидат юридических наук, доцент.

** Docent of the Department of Criminal Procedure at Ural State Law University, Candidate of Legal Sciences, Docent.

and regulations, rules which the employees of division of inquiry often give priority. The article examines these contradictions, and also departmental orders precluding the uniform application of the provisions of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation in the decision of a question on excitation or refusal in excitation of criminal case.

Keywords: the system ofparticipants in criminal proceedings, the division ofinquiry, the staff of division ofinquiry, job descriptions, criminal procedure law, criminal proceedings, refusal to initiate criminal proceedings.

Систему участников уголовного судопроизводства, несмотря на четкий перечень, установленный законодателем, нельзя назвать закрытой: определенность элементов любой системы не говорит о ее характере [2, с. 61].

Для каждого отдельно взятого производства круг участников начинает формироваться, в основном, на стадии возбуждения уголовного дела после непосредственного начала процессуальной деятельности [6, с. 319].

Вовлечение того или иного лица в процесс судопроизводства, а значит качество установления обстоятельств преступления, зависит от следователя или дознавателя.

На практике порой возникают трудности с определением статуса лица, имеющего полномочия на возбуждение уголовного дела. Законодатель устанавливает обязанность органа дознания возбудить уголовное дело (ч. 2 ст. 40, ч. 1 ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ)), однако неясны при этом полномочия его сотрудников.

Уголовные дела, кроме дознавателя, уполномоченного производить расследование (ч. 1 ст. 41 УПК РФ), возбуждают и участковые, и оперативные уполномоченные.

Решение этого вопроса может быть поручено также инспектору по делам несовершеннолетних, по исполнению административного законодательства и, если использовать формальное толкование закона, инспекторам патрульно-постовой, дорожно-патрульной служб, поскольку они являются сотрудниками органа дознания.

Должностные обязанности этих лиц уточняются ведомственными приказами, определяющими, кому можно поручать процессуальную деятельность, но уголовно-процессуальный закон различий не делает, что обусловливает возникновение противоречий.

В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 25 Федерального закона «О полиции»1 сотрудник находится в распоряжении этого органа дознания, поэтому сам по себе ни участковый уполномоченный, ни оперативный уполномоченный органами дознания не являются, хотя и относятся к полиции.

https://www.youtube.com/watch?v=VSKjLkreMrs\u0026t=724s

До 29 марта 2019 г. действовал приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 11662, в п. 2 которого участковый уполномоченный (старший участковый уполномоченный) полиции определялся как сотрудник полиции, осуществляющий оперативно-служебную деятельность на должности среднего или старшего начальствующего состава.

Вступивший в силу приказ МВД России от 29 марта 2019 г.

№ 2053 не дает определения участкового, но также устанавливает персональную ответственность руководителя органа дознания (в частности, начальников территориальных органов МВД России на районном уровне) за организацию служебной деятельности участковых уполномоченных полиции, находящихся в их подчинении.

Это касается и процессуальной деятельности: п. 30 приказа предусматривает непосредственное рассмотрение сообщения о преступлении участковым уполномоченным полиции при наличии поручения соответствующего должностного лица. Интересно, что другой действующий приказ МВД России от 1 февраля 2018 г.

№ 504 содержит перечень должностей среднего и старшего начальствующего состава, к ведению которых относится расследование или организация расследования уголовных дел. В этот перечень включены только должностные лица органов предварительного следствия и подразделений дознания территориальных органов МВД.

1 О полиции : федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ // Рос. газ. 2011. 8 февр.

2 Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции : приказ МВД России от 31 дек. 2012 г. № 1166 // Рос. газ. 2013. 27 марта.

3 О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности : приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 // Рос. газ. 2019. 8 июля.

4 Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 1 февр. 2018 г. № 50 // Рос. газ. 2018. 27 марта.

Статьи 13 и 14 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»5 перечисляют обязанности, возложенные на оперативные подразделения органов внутренних дел, являющиеся органами дознания, а не непосредственно на их сотрудников.

Таким образом, сотрудник полиции может участвовать в производстве оперативно-розыскных мероприятий, осуществлять процессуальную деятельность только по поручению (письменному распоряжению) руководителя органа дознания.

Это правило взаимосвязано и с порядком вынесения процессуальных решений.

Часть 2 ст. 40 УПК РФ возлагает на орган дознания полномочия по производству предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам сообразно подследственности, а также нормы ст. 157 УПК РФ допускают возможность возбуждения и расследования органом дознания уголовных дел.

Тем не менее единого понятия сотрудника органа дознания, на которого могут быть возложены процессуальные функции, нет, как нет и четкого разграничения полномочий в сфере уголовного судопроизводства. В соответствии с ч. 1 ст.

144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной данным кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Закон не уточняет при этом, какие сотрудники органа дознания могут осуществлять процессуальную деятельность.

Вопрос о правомерности вынесения участковым уполномоченным окончательного решения по сообщению о преступлении (постановления об отказе в возбуждении уголовного дела) рассматривался Верховным Судом Российской Федерации.

В определении от 15 мая 2008 г. № КАС08-169 Верховный Суд указал, что по поручению органа дознания участковый уполномоченный полиции «при обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное

расследование производится в форме дознания органами внутренних дел»6, принимает меры для установления обстоятельств происшествия. В том же порядке он может принимать процессуальные решения. В этих случаях участковый уполномоченный полиции является дознавателем, т. е.

должностным лицом органа дознания, уполномоченным начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также другие полномочия, предусмотренные УПК РФ. Его компетенция как дознавателя может осуществляться лишь в рамках уголовных дел или материалов о преступлениях соответствующей подследственности.

Производство участковым неотложных следственных действий в порядке ст. 157 УПК РФ допускается только в исключительных случаях.

Нельзя не заметить противоречий между текстом определения Верховного Суда от 15 мая 2008 г. № КАС08-169 и содержанием рассмотренных приказов Министерства внутренних дел Российской Федерации: ведомственные нормативные акты не учитывают особенности подследственности.

В теории уголовного процесса также не сложилось единого мнения: И. О. Воскобойник и А. А. Рытьков отрицают влияние подследственности уголовных дел на полномочия сотрудников органа дознания принимать решение об отказе в возбуждении уголовного дела, используя в обоснование своей точки зрения прямое толкование уголовно-процессуального закона.

Поскольку в ст. 151 УПК РФ говорится только о предварительном расследовании, постольку на предыдущей стадии сотрудник органа дознания может вынести любое решение [1, с. 19]. Этой же точки зрения придерживаются А. Б. Судницын, А. Л. Карлов, отмечая, однако, необходимость обеспечения соответствующего уровня подготовки сотрудников органа дознания [4, с.

95].

Думается, правы они лишь отчасти – решение лица, в круг полномочий которого не входит расследование определенных законом преступлений, не должно быть окончательным, каким, по сути, является постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Стоит согласиться

5 Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ // Рос. газ. 1995. 18 авг.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/polnomochiya-sotrudnikov-organov-doznaniya-na-stadii-vozbuzhdeniya-ugolovnogo-dela

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.