Право на интернет в россии

Каким будет суверенный интернет

Право на интернет в россии

Какая вокруг этого закона паника — вы и сами знаете. А вот спокойный разбор по документам. Пока это всего лишь бумаги: как все будет работать на деле, никто не знает.

❗️⚡️

Источник: https://journal.tinkoff.ru/news/runet/

Чем грозит россиянам закон о

Право на интернет в россии

В 2018 году в сети впервые появилась информация о возможном вступлении в силу закона о суверенном интернете. Будущий закон еще тогда вызвал шквал недовольства и беспокойств.

На днях же Совет Федерации одобрил законопроект № 608767-7 “О внесении изменений в Федеральный закон “О связи” и Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации””, и уже в ноябре 2019 года он вступит в силу.

Разберемся, что значит закон о суверенном интернете, как будет работать независимая сеть всего через полгода, и с чем придется столкнуться пользователям.

Суверенный Интернет: что это?

Суть закона о суверенном Интернете в России:

  • за каждой точкой обмена трафиком будет закреплен свой номер автономной системы;
  • интернет-провайдеров обяжут установить инструменты, направленные на борьбу с “опасными” ресурсами — блокировку;
  • каждый канал связи, который станет пересекать границу государства, будет фиксироваться провайдером, а информация о нем — передаваться Правительству;
  • по распоряжению Правительства провайдеров обяжут менять каналы связи так, чтобы точки, через которые происходит обмен трафика, были зарегистрированы в реестре;
  • при возникновении угрозы контролировать Рунет будет Роскомнадзор;
  • также начнут проводиться учения провайдеров, нацеленные на повышение безопасности интернет-серфинга.

1 мая 2019 года Путин подписал закон о суверенном Интернете, но инициаторами этого проекта являются другие знаковые люди:

  • Андрей Клишас — сенатор, прославившийся законом об административной ответственности за оскорбление Конституции и государства в Интернете;
  • Людмила Бокова — член Совета Федерации, которая входит в совет попечителей фонда “Разумный интернет”;
  • Андрей Луговой — депутат Государственной Думы.

Андрей Клишас – российский политический деятель, один из основных инициаторов законопроекта о суверенном Интернете

Сколько же будет стоить внедрение независимого Интернета? Масштабный проект требует таких же огромных затрат, что также является объектом недовольства общественности. На данный момент на реализацию закона планируется потратить не менее 30 миллиардов рублей. При этом в сети появляются данные о том, что эта сумма может возрасти и до 50 миллиардов.

Такие затраты велики даже для России. Но депутаты оправдывают их тем, что в случае отключения Рунета от Всемирной сети страна понесет гораздо больший урон.

Зачем потребовалось введение законопроекта?

Прежде всего, изменения в действующее законодательство были внесены с учетом риска введения санкций относительно нашего государства и отключения местных провайдеров от иностранных ресурсов.

Факт. В случае внезапного отключения страны от Всемирного интернета, ущерб государства будет исчисляться миллиардами рублей. Но, как отмечается самими депутатами, такая ситуация практически невозможна.

Еще одна причина введения законопроекта — возможная атака российской сети. Входящий и исходящий трафик будут полностью контролироваться Роскомнадзором.

Поэтому в случае реальной угрозы “опасные” ресурсы подвергнутся ограничению.  Угрозы, которые могут привести к блокировке ресурсов, пока не уточнены.

Рассмотрение потенциальных опасностей пройдет позже, после чего их список будет опубликован в Постановлении Правительства РФ.

Последствия законопроекта

Чем грозит суверенный Интернет?

  • Роскомнадзор предоставит операторам связи технические средства, направленные на защиту от угроз Российской сети. Порядок их установки и действия, а также перечень угроз будут позже утверждены Правительством.
  • Операторов связи обяжут проходить обучение, нацеленное на обеспечение безопасной связи в Рунете.
  • При наличии угроз Роскомнадзор сможет самостоятельно управлять сетями общего пользования.
  • Из-за того, что у Роскомнадзора будет полная информация маршрутизации сообщений, он сможет блокировать доступ к любому подозрительному ресурсу, что значительно усложнит обход таких ограничений.

Новый законопроект вызвал немало шумихи. Когда стало известно о рассмотрении этих изменений, в Сети начали появляться петиции против закона о суверенном интернете. Причем инициаторами протестов стали не только обычные пользователи, но и известные люди. Так, например, Павел Дуров призвал собирать митинги.

Факт. Митинг против нового законопроекта прошел 10 марта 2019 года. На борьбу с законом вышло около 7 тысяч человек. Но, как мы видим, несогласие народа не принесло положительного результата.

Многотысячные митинги не возымели действия, хотя СМИ уверяют, что рядовых граждан законопроект вообще вряд ли коснется

Причиной для масштабного волнения пользователей стала информация о том, что уже в ноябре Мировой Интернет станет недоступен россиянам. Спешим успокоить, массового отключения от Всемирной сети не произойдет. Закон о суверенном Интернете в 2019 году разработан лишь на случай введения санкций относительно России. Но вероятность подобных ограничений довольно низкая.

А что касается блокировки некоторых интернет-ресурсов – эта крайняя мера станет применяться лишь в исключительных ситуациях. Недоступными окажутся только те сайты, которые представляют серьезную опасность для Рунета. Поэтому волнения среди пользователей практически не имеют оснований.

Страны с ограниченной Мировой сетью

Россия — не единственная страна, которая ввела закон о независимом Интернете. Такой закон действует на территории еще 10 государств. Причем в некоторых из них доступ во Всемирный Интернет полностью ограничен, а в других — лишь подвергается тотальному контролю. Расскажем, в каких странах еще действует суверенный интернет.

  • Северная Корея. На территории этого государства действует своя связь. Доступ к Интернету есть только у “элиты” — правительства, спецслужб и научных работников.
  • Мьянма. Мировая сеть доступна лишь в различных интернет-кафе.
  • Китай. В этой стране существует ограничение не на Мировую сеть, а на часть “опасных” для государства ресурсов. При попытке зайти на них блокировщик перенаправляет пользователя на те сайты, где размещена более выгодная для Китая информация.
  • Иран. Интернет полностью контролируется правительством. Поддаются блокировке те ресурсы, которые распространяют информацию, противоречащую идеологии государства. Также полностью запрещены социальные сети.
  • Венесуэла. Доступ в Интернет есть, но он блокируется при любой неудобной правительству ситуации, например, при забастовках.
  • Туркменистан. Здесь действует лишь один провайдер, поэтому любые передвижения по сети тщательно мониторятся спецслужбами.
  • Индия. Здесь нет ограничения по передвижениям в сети, но любые запросы контролируют спецслужбы.
  • Сирия. Действуют те же правила, что на территории Венесуэлы и Индии.
  • Тунис. Это государство также контролирует любые действия пользователей в Мировой сети.
  • Куба. На территории страны практически невозможно получить доступ во Всемирный интернет.

В Китае действует довольно жесткая интернет-цензура – специально разработанная программа “Золотой щит”, блокирующая сайты по определенным ключевым словам, а также ряд популярных ресурсов (например, Твиттер или Фейсбук)

Разобравшись, был ли принят закон о суверенном интернете, и чем он грозит для обычных пользователей, подведем итоги.

Несмотря на то, что новые правила вступят в силу уже 1 ноября 2019 года, изменения мы вряд ли заметим.

Последствия закона о суверенном Интернете преувеличены — ограничения рядовые граждане почувствуют только в случае блокировки некоторых ресурсов. Но и это произойдет лишь при возникновении серьезных угроз Рунету.

Оригинал статьи на сайте

Источник: https://zen.yandex.ru/media/subsidii/chem-grozit-rossiianam-zakon-o-suverennom-internete-i-zachem-on-nujen-5d0f39bcb34feb00af5df5da

Блокировки, штрафы и понятия: как Госдума отрегулировала интернет

Право на интернет в россии

Госдума приняла закон о блокировке крупных зарубежных интернет-платформ за цензуру российских СМИ. Авторами инициативы, которая была внесена 19 ноября, стали председатель комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн и его заместители Максим Кудрявцев, Александр Ющенко и Сергей Боярский.

«Не нужно извращать до тезиса, что кто-то собирается запретить , или другие иностранные площадки», — приводит слова Хинштейна пресс-служба профильного комитета.

Согласно тексту закона, Роскомнадзор получает право полностью или частично блокировать интернет-ресурсы, ограничивающие значимую информацию на территории РФ по признакам национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, профессии, места жительства и работы, отношения к религии и (или) в связи с введением иностранными государствами политических или экономических санкций в отношении России или россиян.

Также отмечено, что блокировка будет грозить сайтам в том числе за «дискриминацию в отношении материалов российских средств массовой информации».

В пояснительной записке указано, что актуальность данного законопроекта обусловлена «многочисленными фактами необоснованного ограничения доступа граждан Российской Федерации к информации российских СМИ со стороны отдельных интернет-ресурсов, в том числе зарегистрированных за пределами Российской Федерации».

«Так, с апреля 2020 года уполномоченные органы Российской Федерации фиксируют поступление жалоб от редакций средств массовой информации о фактах цензурирования их аккаунтов со стороны иностранных интернет-площадок , и . Цензуре подверглись такие средства массовой информации, как Russia Today, РИА Новости, Крым 24. Всего зафиксировано порядка 20 фактов дискриминации», — говорится в документе.

В ноябре в интервью телеканалу «Россия-24» Александр Хинштейн выразил надежду на то, что закон «не приведет к тотальной блокировке на территории Российской Федерации», однако документ «теоретически такое право дает». Он добавил, что рассчитывает «на бережное и аккуратное» применение закона, уточнив, что его инициатива не является «дубиной».

Еще один законопроект, принятый в среду Госдумой, вводит в российское законодательство определение «социальная сеть».

Теперь, если интернет-ресурс «предназначен и (или) используется его пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации», а его ежесуточная аудитория превышает 500 тыс.

человек, находящихся на территории Российской Федерации, то он будет признан социальной сетью и внесен в соответствующий реестр Роскомнадзора.

Сайты, попавшие в перечень надзорного органа, с 1 февраля 2021 года будут обязаны самостоятельно выявлять и блокировать контент, противоречащий законодательству РФ.

К нему относятся детская порнография, информация, склоняющая к самоубийству, данные о способах изготовления и применения наркотиков, реклама азартных игр и алкоголя и т.д. Помимо прочего, социальные сети должны отслеживать и оперативно удалять призывы к массовым беспорядкам и экстремизму, а также комментарии, содержащие в себе «явное неуважение» к обществу, государству и Конституции РФ.

Как ранее рассказал «Газете.

Ru» один из авторов поправки Сергей Боярский, ее основной смысл заключается в том, чтобы социальные сети активно включились в очищение своего пространства от информации, запрещенной к распространению в РФ.

По его словам, пока механизм мониторинга запрещенной информации существует только внутри социальных сетей, будучи прописанным в политике компании, но со следующего года он будет регулироваться федеральным законом. 

Также определение «социальная сеть» наконец будет «описано юридическим языком». 

Многомиллионные штрафы

Кроме того, 23 декабря Госдумой был принят законопроект о крупных штрафах для владельцев онлайн-платформ, отказывающихся удалять запрещенную к распространению в РФ информацию.

Авторами данной инициативы выступили депутаты Александр Хинштейн и Сергей Боярский.

Как следует из пояснительной записки, «провайдеры хостинга, владельцы сайтов, владельцы информационных ресурсов в сети Интернет обязаны предпринимать меры по ограничению доступа и (или) удалению информации, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено».

Однако ответственности за неисполнение таких требований как физическими, так и юридическими лицами в законодательстве не было.

«Из представленной Роскомнадзором статистики следует, что зачастую требования законодательства нарушаются крупными интернет-ресурсами, зарегистрированными за пределами Российской Федерации.

Так, с интернет-ресурса , вопреки требованиям Роскомнадзора, к апрелю 2020 года не удалено 10 482 страницы URL с запрещенной информацией, с ресурса  — 1 462 URL, с ресурса Instagram — 1 435 URL, с  — 362 URL», — говорится в документе.

Теперь отказ от удаления запрещенного контента будет караться штрафами для граждан в размере от 50 до 100 тысяч рублей; для должностных лиц — от 200 до 400 тысяч рублей; для юридических лиц — от 800 тысяч до 4 млн рублей. За повторное нарушение сумма взыскания может быть увеличена до 8 млн рублей. 

Если речь идет об отсутствии реакции на требования об удалении призывов к экстремизму, порнографии с участием несовершеннолетних, а также данных о способах приобретения, изготовления или использования наркотических веществ, то ответственность будет более серьезной. 

В этом случае штраф для граждан составит от 100 до 200 тысяч рублей; для должностных лиц — от 400 до 800 тысяч рублей; для юридических лиц — от 3 до 8 млн рублей.

Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 200 до 500 тысяч рублей; на должностных лиц — от 800 тысяч до 1 млн рублей; на юридических лиц — от 8 до 15 млн рублей. 

Источник: https://www.gazeta.ru/tech/2020/12/23/13411502/gosduma_it.shtml

Суверенный интернет в России: что это такое и как новый закон скажется на пользователях и работе сети?

Право на интернет в россии

Законом о «суверенном интернете» называют Федеральный закон от 01.05.2019 N90-ФЗ. Данный нормативный акт вносит ряд поправок в Федеральный закон «О связи» и в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Ряд положений ФЗ N90 вступил в силу с 1 ноября 2019 года, а ряд обретет силу с 1 января 2021 года.

Суверенный интернет: что это такое

Концепция создания суверенного, или, иными словами, независимого интернета, предусматривает создание специальных точек доступа, через которые будет проходить весь входящий и исходящий трафик на территории Российской Федерации. По сути, создается централизованная система контроля и управления сетями общего пользования. Правила обмена трафиком разработаны Роскомнадзором.

Согласно Постановлению Правительства от 13 февраля 2019 года N136 «О Центре мониторинга и управления сетью связи общего пользования», организация создания и управление новой централизованной системой поручены Роскомнадзору.

А тендер на реализацию проекта выиграла компания «РДП.ру» (дочерняя структура “Ростелекома”).

Реализовывать проект компания будет с использованием технологии DPI – deep packet inspection (система глубокого анализа пакетов).

Внедрив данную систему, Правительство также получит возможность временно отключить Россию от интернета. Данная возможность рассматривается законодателем, как крайняя мера на случай чрезвычайных обстоятельств.

Планируется также создание корневых серверов (DNS-серверов) на территории РФ, с помощью которых будет обеспечиваться работа интернета на всей территории страны в случае возникновения каких-либо угроз и попыток ограничить его работу извне.

Еще одним нововведением станет национальная система доменных имен, которая будет дублировать список доменных имен и номеров автономных систем, делегированных российским пользователям. Данную систему возможно будет применять вместе с другими системами доменных имен. Она станет одним из «кирпичиков», который позволит выстроить систему, обеспечивающую постоянный доступ к российским сайтам.

Приказ Роскомнадзора от 29.07.2019 N216 «Об определении перечня групп доменных имен, составляющих российскую национальную доменную зону» установил, что национальную систему доменных имен составляют доменные имена, входящие в следующие группы доменных имен, имеющих символьное значение:

  • домен верхнего уровня .RU;
  • домен верхнего уровня .РФ;
  • домен верхнего уровня .SU;
  • иные домены верхнего уровня, управление которыми осуществляется зарегистрированными на территории Российской Федерации юридическими лицами, являющимися зарегистрированными владельцами баз данных указанных доменов в международных организациях распределения сетевых адресов и доменных имен.

Основания для создания закона о независимом интернете

Угроза российскому сегменту интернета обсуждалась еще на совещании Совета безопасности России при участии Владимира Путина в 2014 году.

Минкомсвязи в ходе данного совещания выступил с докладом, который сводился к тому, что российский сегмент интернета крайне уязвим для внешних угроз.

Обсуждалась возможность как временной изоляции России от внешнего интернета, так и, наоборот, меры предотвращения такой изоляции извне.

2 декабря 2016 года ФСБ России сообщила, что ведомству стало известно о готовящемся кибернападении на ряд крупных банков России с целью дестабилизировать экономику страны.

Сотрудникам Федеральной службы безопасности удалось выявить, что техническая база для готовящегося нападения находится на территории Нидерландов, а оборудование принадлежит украинской хостинговой компании «BlazingFast».

ФСБ приняла ряд мер для минимизации ущерба и фиксации факта атаки.

29 декабря 2016 года Герман Клименко, советник Президента РФ по интернету, сообщил, что в случае обострения отношений РФ с США и странами ЕС возможно использование отключения РФ от интернета в качестве метода давления и влияния на политику страны. На этом основании советник Президента сделал вывод о необходимости создания средств для предотвращения данного давления.

4 июня 2018 года американская компания GeoTrust в рамках санкций, наложенных США, парализовала работу Общественной палаты РФ, когда заблокировала SSL-сертификат сайта, тем самым сделав его недоступным.

В сентябре 2018 года президент США Дональд Трамп подписал Национальную стратегию кибербезопасности США, один из пунктов которой гласит:

  • Preserve peace and security by strengthening the ability of the United States — in concert with allies and partners — to deter and, if necessary, punish those who use cyber tools for malicious purposes.

Что можно перевести, как:

  • Защищать мир и безопасность путем усиления способности США сообща с союзниками и партнерами значит сдерживать, а если необходимо наказывать тех, кто использует киберинструменты со злым умыслом.

Таким образом, принятая Трампом стратегия позволяет использовать интернет, как оружие, и применять к любой стране, якобы использующей интернет со злым умыслом против США.

В 2019 году американская аналитическая компания NetBlocks провела исследование, в ходе которого посчитала, что в случае внезапного отключения России от всемирной сети страна ежедневно будет терять около 20,4 млрд рублей.

Для защиты от подобного рода угроз законодатель и разработал закон о «суверенном интернете».

Россия далеко не первая страна, которая задумывается о защите интересов страны и населения в интернет-пространстве.

В Китае функционирует так называемый «Великий китайский файрвол», в США не так давно приняли вышеназванную стратегию кибербезопасности, а в Индии и Казахстане практикуют отключения интернета.

Цели, которые преследует вступивший в силу закон

В первую очередь, законодатель планирует создать на территории страны корневые серверы (DNS-серверы), которые позволят поддерживать автономную работу интернета даже в случае попыток отключения страны от всемирной сети. Таким образом, реализация законопроекта должна обеспечить стране защиту от угрозы лишения ее связи.

На Роскомнадзор возлагается обязанность следить за угрозами стабильности внутренних сетей страны, а на операторов связи, в свою очередь, ложится обязанность по установке специального оборудования для предотвращения негативного воздействия этих угроз. Оборудование будет закупаться на средства бюджета. На данный момент выделено 20,8 млрд рублей.

Помимо создания корневых серверов, целью законодателя является создание централизованной системы контроля за интернет-трафиком внутри страны.

Это позволит полностью отслеживать весь входящий и исходящий трафик, что, в свою очередь, позволит изменить механизм блокировки сайтов, распространяющих запрещенную законом информацию.

Сейчас блокировка происходит по ip-адресу, что вызывает ошибочные блокировки сторонних ресурсов, а также позволяет пользователям окольными путями получать доступ к заблокированным сайтам. Введение блокировки по трафику позволит избежать ошибок и запрещать доступ к конкретному ресурсу.

В случае чрезвычайной ситуации (например, войны) Правительство хочет иметь возможность не только поддерживать связь внутри страны, но и в случае необходимости полностью отключить Россию от мирового интернета или отключить интернет в целом. Эксперты отмечают, что технически реализовать такое отключение возможно, но его последствия парализуют работу всех служб страны, а ущерб экономике будет колоссальным.

Как повлияет на граждан новый закон

Счетная палата в своем критическом отзыве на ФЗ N90 указывала на возможное подорожание услуг связи из-за затрат на покупку, установку и обслуживание оборудования.

По нормам вступившего в силу закона операторы должны устанавливать специальное оборудование для защиты сети.

Деньги на это будут выделяться из бюджета, а вот затраты на установку и обслуживание оборудования, похоже, лягут на плечи операторов связи, а те, в свою очередь, переложат их на абонентов.

Представитель МТС Алексей Меркутов так же считает, что установка дополнительного оборудования повлечет за собой не только подорожание услуг связи, но и приведет к ухудшению их качества.

Поскольку на данный момент система не отлажена, а оборудование только начинают устанавливать, возможны отключения и сбои в работе интернета до того момента, пока система не будет полностью налажена.

Можно сделать вывод, что пользователи российского сегмента интернета могут столкнуться с временными проблемами технического характера на начальном этапе реализации закона, а также с увеличением стоимости услуг.

Законодатель твердо заявил, что доступ к информации будет ограничиваться только в случаях, предусмотренных законом, поскольку право на доступ к информации гарантируется Конституцией РФ (ст. 29 п. 4). Напомним, что на данный момент ограничивается доступ к интернет-ресурсам, которые:

  • распространяют экстремистские материалы;
  • распространяют порнографические материалы;
  • распространяют фейковые новости;
  • пропагандируют терроризм;
  • пропагандируют акты самоубийства среди несовершеннолетних;
  • нарушают закон об авторском праве;
  • оскорбляют представителей власти или государственные символы.

Доступ будет ограничиваться к сайтам, нарушающим федеральные законы РФ. Собственно, блокировка таких интернет-ресурсов проводилась и до принятия данного закона, и он не вводит никаких новых оснований для запрета доступа к ресурсам интернета.

Таким образом, закон улучшает сам механизм блокировки и, по заверениям законодателя, никак не воспрепятствует доступу граждан к мировой сети, а, наоборот, позволит обеспечить бесперебойную работу интернета в случае ЧП.

Грядущие изменения в 2021 году

1 января 2021 года вступит в силу положение ФЗ N90, обязывающее государственные органы, органы местного самоуправления, унитарные предприятия, а также государственные и муниципальные учреждения при взаимодействии в электронной форме как между собой, так и с частными организациями и физическими лицами, обеспечить возможность защиты данного способа взаимодействия. Защита передачи данных будет осуществляться в форме криптографической защиты информации, нормы которой установлены ФЗ N162 «О стандартизации в Российской Федерации».

1 января 2021 года также вступит в силу подпункт 3 пункта 8 статьи 56.2 федерального закона «О связи».

Данный пункт обязывает владельцев технологических сетей связи, имеющих автономный номер, использовать национальную систему доменных имен и применять технические и программные средства, работающие в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Критика ФЗ N90

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин выступил с критикой закона, указывая на то, что целью закона является обеспечение стабильной работы интернета в случае каких-либо угроз, но как раз централизованная система больше уязвима, так как в случае ЧП послужит единой точкой отказа работы всей сети.

Александр Шохин также указал на то, что создание корневых серверов на территории страны для обеспечения автономной работы интернета — напрасная трата денег, поскольку в России на данный момент размещены 11 корневых серверов, которые вполне справляются с нагрузкой.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/izmeneniya/suverennui-internet.html

Правовое регулирование правоотношений в сети Интернет

Право на интернет в россии

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

По данным на декабрь 2010 г. существует более 250 млн. действующих веб-сайтов, число пользователей сети Интернет по всему миру приближается к 2 млрд. Интернет дает уникальные возможности для общения и перемещения больших объемов информации, копирования и т.д.

Сегодня любой человек чувствует себя некомфортно, если на некоторое время лишается доступа в Интернет.

Создание глобальной сети Интернета величайшее изобретение человечества, позволившее каждому человеку быть сопричастным к событиям в любой точке планеты, объединившим человечество.

В настоящее время ни в одной из стран мира нет кодифицированного законодательства, регулирующего правоотношения в сети Интернет.

Существующие нормативно-правовые акты регулируют частные аспекты функционирования Сети, к ним относятся, прежде всего, вопросы подключения к ней через поставщиков, предоставления соответствующих линий связи и отдельных услуг и т.д[1].

Практика правоприменения в этой области недостаточно развита, усложняется отсутствием федерального закона о российском сегменте, экстерриториальным характером сети Интернет и другими факторами.

Конституция РФ устанавливает, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24).

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ст. 29).

Информация и связь находятся в ведении РФ (ст. 71).

В соответствии с п. 1 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Реализация указанных прав может быть сопряжена с ограничениями, установленными законом и необходимыми в демократическом обществе для уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности и общественного порядка, предотвращения беспорядков и преступлений, охраны здоровья и нравственности, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, п. 3 ст. 19, ст. 20 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 29, 55 Конституции РФ).

Согласно ст. 34 Устава международного союза электросвязи государство вправе прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия.

Выработку и реализацию единой государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России), в том числе по вопросам развития сети Интернет, системы цифрового вещания и радиовещания, новых технологий в этих областях, обработки персональных данных, оказания государственных услуг в сфере информационных технологий.[2]

Уполномоченным государственным органом, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением требований законодательства РФ в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, связи, информационных технологий, обработки персональных данных является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)[3].

В настоящее время Минкомсвязь России совместно с Роскомнадзором разрабатывают методику контроля качества предоставления Интернет-услуг, прорабатывается вопрос использования свободных лицензий в авторском праве в условиях развития Интернета[4]. Это станет существенным шагом вперед на пути эффективной защиты прав пользователей Интернета.

В числе полномочий Роскомнадзора – выдача лицензий операторам Интернет-связи, регистрация СМИ, а также применение мер профилактического и пресекательного характера, направленных на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в указанной сфере и (или) ликвидацию последствий таких нарушений.

В силу ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов Роскомнадзора вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ: 5.5 (нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов); 5.

10 (проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах); 5.11 (проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом); 5.

13 (непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации); 5.51 (нарушение организацией, индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы или оказывающими услуги по изготовлению агитационных печатных материалов, правил изготовления агитационных печатных материалов); 6.

13 (пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры); 7.

12(за совершение нарушений авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав в сфере массовых коммуникаций); ч. 1 и 2 ст. 13.5 (нарушение правил охраны линий или сооружений связи), ч. 5 ст. 13.12 (грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации), ст. 13.

15 (злоупотребление свободой массовой информации), 13.16 (воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации); 13.20 (нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов), 13.21 (нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации), 13.

23 (нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров); ч. 1 ст. 19.4 (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)); ч. 1 ст. 19.

5 (невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства); ст. 19.6 (непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения); 19.7 (непредставление сведений (информации).

Роскомнадзор ведет реестры операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования; операторов, осуществляющих обработку персональных данных; реестры лицензий; единые общероссийские реестры средств массовой информации.

В современный период средства массовой информации являются активными участниками Интернет-отношений.

Источник: https://genproc.gov.ru/documents/nauka/execution/document-72010/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.