Виды и полномочия арбитражных судов

Арбитражные суды в Российской Федерации

Виды и полномочия арбитражных судов

Арбитражные суды в Российской Федерации. Система, полномочия.

Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды — это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению Российской Федерации (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан — индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.

Система арбитражных судов, их организационное построение, общая структура определяются Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в соответствии с которыми в настоящее время действует следующая система арбитражных судов:

1) арбитражные суды субъектов Российской Федерации (областей, республик, городов федерального значения — Москвы и С.-Петербурга), являющиеся судами первой инстанции;

2) 20 судов апелляционной инстанции, которые территориально расположены в рамках существующих 10 федеральных арбитражных (кассационных) округов — по 2 суда апелляционной инстанции на 1 федеральный арбитражный (кассационный) округ.

Кроме того, при судах первой и апелляционной инстанций в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества рассматриваемых дел могут создаваться судебные присутствия, являющиеся обособленными подразделениями соответствующих судов;

3) 10 федеральных арбитражных судов округов, являющиеся судами кассационной инстанции.

Федеральные арбитражные суды округов как суды кассационной инстанции предназначены для проверки законности вступивших в законную силу судебных актов судов апелляционной и первой инстанций. Всего образовано 10 федеральных округов, в состав которых входит несколько субъектов Российской Федерации.

Суд округа осуществляет проверку в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судов первой инстанции и двух судов апелляционной инстанции, расположенных на территории данного федерального округа.

Название федеральных арбитражных судов округов производится по наименованию округа, закрепленного законодательно (например, Федеральный арбитражный суд Московского округа, Федеральный арбитражный суд Центрального округа).

Арбитражные суды апелляционной инстанции являются судами по проверки законности и повторному рассмотрению не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции.

Они осуществляют проверку и пересматривают в апелляционном порядке судебные акты арбитражных судов субъектов Российской Федерации — судов первой инстанции, перечень которых законодательно закреплен за каждым судом апелляционной инстанции.

Территориально суды апелляционной инстанции расположены следующим образом: два апелляционных суда на один федеральный арбитражный (кассационный) округ. Каждый суд апелляционной инстанции имеет свой номер (например, 19-й суд апелляционной инстанции), наименований суды апелляционной инстанции не имеют.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассматривают по существу экономические споры, подведомственные арбитражным судам по первой инстанции, количество которых соответствует количеству субъектов Российской Федерации в соответствии с существующим государственным административно-территориальным устройством России.

Под составом любого арбитражного суда понимается его внутреннее устройство — структура.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел, изучения практики применения законодательства, выполнения иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда, включающий отделы и другие подразделения.

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе Президиума, судебных коллегий по спорам, возникающим из гражданских и административных правоотношений. Президиум окружного суда утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда, решает другие наиболее важные вопросы организации работы и судебной практики.

Примерно таким же образом определяется и внутренняя структура арбитражных судов субъектов Российской Федерации, с той лишь разницей, что в некоторых судах с небольшим количеством судей могут быть образованы только судебные составы из числа судей этого суда, т.е. без образования коллегий.

Каждый арбитражный суд состоит из председателя, его заместителей или заместителя, судей и работников аппарата суда.

Источник: https://xn--b1agzhfj2f.xn--p1acf/arbitrazhnyj-process/arbitrazhnye-sudy-v-rossijskoj-federacii-sistema-polnomochiya.html

Арбитражный суд: понятие, виды, полномочия, задачи

Виды и полномочия арбитражных судов

Арбитражный суд – понятие важное в юридических структурах. Это государственный орган, который относится к судебной власти.

В его компетенцию входит рассмотрение и разрешение экономических споров между организациями, учреждениями, имеющими статус юридического лица, и гражданами, которые являются предпринимателями.

При желании можно подать апелляцию на вынесенное решение в вышестоящий судебный орган.

История возникновения

Система арбитражных судов в России имеет достаточно длинную историю. Впервые попытался создать специальный суд для купеческого сословия в 1667 году царь Алексей Михайлович. Он приказал вести дела всех купцов в одном «пристойном приказе», чтобы не тратить время на судебные процессы.

Петр Великий создал в 1721 году главный магистрат. В его полномочия входило рассмотрение торговых дел, поэтом он получил название таможенного суда. Именно Петром Великим введена сословная организация купечества по аналогии с Европой.

Функции арбитражных судов в дореволюционной России выполняли коммерческие суды.

Они существовали в Москве, Санкт–Петербурге, Новочеркасске. Просуществовали эти органы до революции 1917 года.

Подведомственность арбитражных судов того времени регулировалась Уставом о судопроизводстве по торговым делам. Коммерческие суды рассматривали иски и споры по векселям, словесным и письменным обязательствам и договорам, споры, дела о несостоятельности.

Определена также была и подсудность – каждый коммерческий суд функционировал на уровне города или уезда.

Судебные реформы

Коммерческих судов преобразования не коснулись. Единственные изменения, появившиеся в судопроизводстве, были связаны с порядком рассмотрения споров. Процесс осуществлялся на основе Устава о гражданском делопроизводстве.

После 1917 года был издан Декрет о суде, согласно которому на судебные иски между казенными учреждениями накладывался запрет. Все появляющиеся разногласия между организациями и предприятиями рассматривались вышестоящими органами в административном порядке.

По мере развития хозяйственных взаимоотношений появилась необходимость создать специальный орган, в полномочия которого бы входило разрешение конфликтов между государственными организациями и предприятиями.

В 1922 году в РФ появился арбитражный суд первой инстанции. Все имущественные споры, которые возникали между государственными предприятиями и учреждениями, разрешала Высшая арбитражная комиссия при Совете обороны и труда, при областных совещаниях, при Совнаркомах социалистических автономных республик, при исполкомах губерний и областей.

В 1931 году появился Госарбитраж, предназначением которого было разрешение споров между предприятиями, учреждениями, организациями и сельскохозяйственными предприятиями в направлении, которое способствовало укреплению плановой и договорной дисциплины и хозяйственного расчета.

Арбитражный суд – понятие, которое по Постановлению ВЦИК и СНК СССР существовало в двух формах: ведомственной и государственной. В Госарбитраже рассматривались споры организаций и предприятий разного подчинения.

В функции арбитражных судов ведомственного вида входило рассмотрение споров по одному министерству, комитету, ведомству.

Они выполняли функции суда: разрешали любые имущественные, экономические споры согласно действующему в стране законодательству, договорам. Госарбитраж стал правопреемником коммерческих судов, которые функционировали в царской России.

Арбитражный суд первой инстанции подчинялся вышестоящему суду, состоял при исполнительных органах.

Признание конституционным органом

В 1974 году после постановления Совета Министров СССР был узаконен арбитражный суд. Понятие конституционного органа ему было присвоено именно в этот время.

После принятия в 1977 году Конституции Советского Союза, деятельность и создание органов Госарбитража регулировалось законом РСФСР «О государственном арбитраже в СССР».

Именно с этого времени арбитражный суд стал заниматься вопросами, касающимися экономических споров между компаниями и организациями.

Современные тенденции

Полномочия арбитражных судов Российской Федерации были изменены в связи с переходом страны на рыночную экономику. Арбитраж преобразуется в суд, который рассматривает и разрешает споры в процессуальной арбитражной форме, способствующей созданию равных прав и гарантий для всех участников гражданского общества.

Чем занимался в конце прошлого века арбитражный суд? Понятие введено в апреле 1992 года. Созданные инстанции осуществляли судебную власть при решении споров, появляющихся в ходе предпринимательской деятельности, связанные с экономическими (гражданскими) правоотношениями.

Арбитражный суд решал подобные споры только в том случае, когда они вытекали из отношений предпринимателей (граждан) и организаций, обращающихся за защитой своих интересов и прав.

В подведомственность арбитражных судов входили именно отношения между лицами, ведущими предпринимательскую деятельность и различными организациями, препятствующими им в этом.

Структура

Существенные преобразования произошли в арбитражной системе после принятия ГД в 1995 году ВКЗ «Об арбитражных судах в РФ». Согласно этому документу была определена система:

  • Высший арбитражный суд РФ.
  • Федеральные окружные арбитражные суды.
  • Республиканские (краевые, областные, городские) арбитражные суды.

Указанные выше закон предусматривал осуществление судебной власти одним арбитражным судом на территории сразу нескольких субъектов РФ.

Была создана четырехуровневая система инстанций:

  • первая;
  • апелляционная;
  • кассационная;
  • надзорная.

Арбитражные суды округов

В самостоятельные суды была выделена кассационная инстанция. Согласно Закону РФ в настоящее время функционируют окружные арбитражные федеральные суды:

  • Московский;
  • Северо-Западный;
  • Центральный;
  • Уральский;
  • Восточно-Сибирский;
  • Дальневосточный;
  • Западно-Сибирский;
  • Северо-Кавказский;
  • Волго-Вятский.

Особенности арбитражного процесса

Он представляет собой установленную нормами процессуального права форму деятельности арбитражных государственных судов в России, которая направлена на защиту нарушенного либо оспариваемого права предпринимателей, организаций, акционеров. Арбитражный процесс предполагает постадийное движение дела по спору, который возник в рамках предпринимательской деятельности, вытекает из административных, гражданских либо иных правоотношений.

Международный арбитраж рассматривает споры, возникающие между компаниями, расположенными в разных странах,

Также его предметом является рассмотрение судебной практики, которая связана с деятельностью суда, вопрос результативного использования норм процессуального права.

Международный арбитраж изучает иностранное судопроизводство и законодательство по третейским спорам, анализирует порядок взаимодействия арбитражных судов с судебными приставами при исполнении конкретных судебных актов и решений.

Заключение

Арбитражный процесс представляет собой деятельность суда, направленную на рассмотрение, разрешение дела, выполнение решения, проверку обоснованности и законности функционирования сторон, иных участников процесса. Данный судебный орган занимается рассмотрением законности отношений между предпринимателями и различными организациями.

Процессуальные арбитражные правоотношения возникают между судьей и иными участниками процесса при разрешении и рассмотрении экономических споров и других дел, а также в ходе пересмотра решений суда, их четкого исполнения.

Регулируются подобные взаимоотношения нормами права: Конституцией РФ, Арбитражным процессуальным кодексом, а также ФКЗ «Об арбитражном суде в РФ».

Данный судебный орган обязан четко, в соответствии с требования российского закона анализировать и разрешать все дела, которые ему подведомственны.

Источник: https://FB.ru/article/407335/arbitrajnyiy-sud-ponyatie-vidyi-polnomochiya-zadachi

Виды и полномочия арбитражных судов

Виды и полномочия арбитражных судов

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации:

1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда РФ, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;

2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

3) обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

4) изучает и обобщает судебную практику;

5) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

6) анализирует судебную статистику.

Структура арбитражных судов этого уровня

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации составляют такие его структурные подразделения, как:

– президиум;

– судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

– судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений;

– аппарат суда.

Президиум имеется в каждом арбитражном суде субъекта Российской Федерации. Однако судебные коллегии в таком суде могут отсутствовать. В составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации

В состав президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации входят:

– председатель этого суда;

– его заместители;

– председатели судебных составов;

– и введенные в состав президиума, утвержденные Пленумом Верховного Суда РФ по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации судьи.

Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации:

1) по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации:

– утверждает членов судебных коллегий этого суда (п. 19 Регламента арбитражных судов РФ;

– решает вопросы перевода судей из одной судебной коллегии в другую (п. 22 Регламента арбитражных судов РФ);

– утверждает председателей судебных составов суда (п. 24 Регламента арбитражных судов РФ);

2) рассматривает вопросы судебной практики;

3) рассматривает вопросы организации работы суда (ст. 38 Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации”, п. 62 Регламента арбитражных судов РФ).

Президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации созывается по мере необходимости. Он в состоянии решать стоящие перед ним вопросы лишь при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации принимаются открытым анием большинством от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем суда.

Обзоры судебной практики, одобренные президиумом арбитражного суда субъекта Российской Федерации, доводятся до сведения судей и работников аппарата этого суда.

Судебные коллегии и судебные составы (постоянные судебные присутствия) арбитражных судов субъектов Российской Федерации

В судах субъектов Российской Федерации могут создаваться следующие судебные коллегии:

– судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

– судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Однако, если численность судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации не позволяет сформировать судебные коллегии, в нем образуются только судебные составы.

Персональный состав судебных коллегий и его изменения утверждаются президиумом арбитражного суда субъекта Российской Федерации по представлению председателя этого суда.

Судебные коллегии арбитражного суда субъекта Российской Федерации:

1) рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда РФ, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов;

2) пересматривают по новым или вновь открывшимся обстоятельствам собственные судебные решения (ч. 1 ст. 310 АПК);

3) изучают и обобщают судебную практику;

4) разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

5) анализируют судебную статистику;

6) осуществляют иные полномочия, предусмотренные Регламентом арбитражных судов РФ.

Аппарат арбитражного суда субъекта Российской Федерации

Общее руководство аппаратом арбитражного суда субъекта Российской Федерации осуществляет председатель этого арбитражного суда. Сам же аппарат арбитражного суда осуществляет организационное обеспечение деятельности данного суда. В частности, он:

1) организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;

2) принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда, а также арбитражных штрафов;

3) содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;

4) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде, осуществляет хранение дел и документов;

5) изучает и обобщает судебную практику;

6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;

7) ведет статистический учет в сфере деятельности арбитражного суда;

8) осуществляет материально-техническое обеспечение арбитражного суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата арбитражного суда;

9) организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражного суда.

Для целей изучения специальных вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных дел, относящихся к компетенции специализированного арбитражного суда, в его аппарате формируется группа советников, обладающих квалификацией, соответствующей специализации данного суда.

Председатели арбитражных судов субъектов Российской Федерации и их заместители

Компетенцию председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации составляют следующие полномочия. Он должен (вправе):

1) будучи судьей, осуществлять процессуальные полномочия, установленные АПК и КоАП;

2) организовывать деятельность арбитражного суда субъекта Российской Федерации;

3) распределять обязанности между своими заместителями;

4) формировать судебные составы;

5) созывать президиум арбитражного суда субъекта Российской Федерации и председательствовать на его заседаниях, а также выносить на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные Федеральным конституционным законом “Об арбитражных судах в Российской Федерации” к ведению президиума и др.

Заместитель председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации одновременно возглавляет одну из судебных коллегий (постоянное судебное присутствие) этого суда.

Источник: https://studopedia.ru/23_17720_vidi-i-polnomochiya-arbitrazhnih-sudov.html

Понятие арбитражных судов в РФ и их система

Виды и полномочия арбитражных судов

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” (ст. 4) и Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г.

N 1-ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации” (ст. 1) арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений.

Таким образом, арбитражные суды являются особой, автономной ветвью (подсистемой) федеральных судов.

В соответствии со ст. 118 Конституции России правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Таким образом, деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции. В этом плане арбитражные суды являются одновременно судами частного и публичного права, разрешая споры, возникающие из соответствующих правоотношений.

Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению.

Арбитражные суды имеют:

    1. собственную подведомственность;
    2. специфику порядка судопроизводства (установленную АПК РФ).

Таким образом, арбитражные суды – это органы судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией РФ, АПК РФ и другими федеральными законами.

Арбитражный процесс основывается на соблюдении установленных федеральными законами правил судопроизводства, содержащихся в АПК РФ и других федеральных законах, в частности в Федеральном законе от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Арбитражные суды применяют Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституции (уставы) и другие законы субъектов РФ.

Судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, признаются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации, а на основании международных договоров и федеральных законов – и за пределами России.

Система арбитражных судов

В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации”  система арбитражных судов в Российской Федерации включает:

Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, – судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. В РФ действует 21 ААС (подробнее – ст. 33.1 ФКЗ).

В субъектах РФ действуют арбитражные суды субъектов РФ – республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

При этом на территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, равно как и судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов.

Арбитражный суд субъекта РФ рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. 

Закон допускает также создание так называемых судебных присутствий арбитражных судов первой инстанции и арбитражных апелляционных судов (ст. 35 АПК РФ), т.е.

обособленных подразделений соответствующего арбитражного суда вне места постоянного пребывания этого суда для осуществления его полномочий.

Они могут быть образованы для целей приближения правосудия к месту нахождения участников процесса, проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными судами. Создаются они по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-arbitrazhnich-sudov-v-rf-i-ich-sistema

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.