Жилище 2011

Анализ реализации федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 гг

Жилище 2011

АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ЖИЛИЩЕ» НА 2011-2015 ГГ.

© Анисимова К.В.*, Зливко А.П.*

Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,

г. Новороссийск

Данная научная статья раскрывает проблему обеспечения жильём основных социальных групп населения и её решение государством в настоящее время в Российской Федерации.

Ключевые слова: жильё, проблемы, государственные программы, социальные группы, жилище, реализация, комплекс мер.

Проблема обеспечения жильём основных социальных групп населения на данный момент времени занимает главенствующие позиции в ряду социальных проблем населения Российской Федерации. Для регулирования данной проблемы государство реализовывает жилищную политику путём создания государственных целевых программ.

В июне 1993 года была принята первая государственная целевая программа, которая носила название «Жилище». В марте 1996 г. вышел второй документ с более развернутым названием «Жилище: основные направления нового этапа реализации». В сентябре 2001 г. была утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» на 2002-2010 гг.

, в ходе которой была создана правовая база, организационные основы федеральной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации. Действующая в настоящее время программа была принята постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г.

«О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 г., которая предусматривает комплекс мер по стимулированию жилищного строительства эконом класса на территории РФ, предполагает стабильное развитие жилищной сферы, обеспечивающее доступное и безопасное жилье для россиян.

Данная программа преследует цель сделать жилье энергоэффективным, экологичным, комфортным и доступным.

Участниками данной программы могут стать:

– Граждане и члены их семей, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

– Граждане – члены многодетной семьи;

– Граждане и (или) члены их семей, непрерывно работающие в бюджетных организациях не менее двух лет. Периодом непрерывности счи-

* Курсант.

* Доцент, кандидат юридических наук.

тается стаж работы в одной или нескольких бюджетных организациях, при этом срок перерыва в работе не должен превышать 21 календарный день, который учитывается в составе периода непрерывности;

– Граждане – члены молодой семьи, в которой возраст каждого из супругов (матери или отца в неполной молодой семье) не достиг 35 лет и в составе которой не менее двух детей [1, с. 3-113].

Не имеющие в собственности жилья (не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма) либо обеспеченные жильем на одного члена семьи менее 10 квадратных метров общей площади жилого помещения, имеющие в наличие собственных средств и/или постоянного дохода в достаточном для погашения кредитов размере.

К членам семьи Претендентов относятся супруг(а) и дети, за исключением детей, состоящих в браке или ранее состоявших в браке и имеющих детей. К членам семьи(молодой семьи) не относятся дети, находящиеся под опекой и (или) попечительством.

Общий объем финансирования программы за 2011-2015 года составит 462,26 млрд. рублей:

– за счет средств федерального бюджета – 230,71 млрд. рублей;

– за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 69,37 млрд. рублей;

– за счет средств внебюджетных источников 162,18 млрд. рублей, в том числе – за счет средств инвесторов – 4,89 млрд. рублей,

– за счет средств молодых семей – 157,28 млрд. рублей

Успешная реализация Программы к 2015 году позволит:

– улучшить жилищные условия населения (увеличение уровня обеспеченности жильем до 24,2 кв. метра на человека);

– повысить процент доступности приобретения жилья (средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра будет равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 4 года);

– увеличить возможность приобретения жилья, в том числе с помощью собственных средств, ипотечных кредитов и займов (для 30 процентов семей);

– улучшить жилищные условия с помощью средств социальных выплат (127,01 тыс. молодых семей);

– увеличить годовой объем ввода жилья (до 71 млн. кв. метров общей площади);

– улучшить жилищные условия за счет средств федерального бюджета (67,49 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством);

– усовершенствовать нормативно-правовую базу РФ, связанную с формированием рынка доступного жилья для населения РФ [3].

Построенное жилье будет приобретаться гражданами за счет собственных и заемных средств, в том числе с привлечением ипотечных жилищных кредитов. В связи со сложившейся экономической ситуацией на 2015 год банки начали менять процентные ставки, увеличивая их на 6-8 %, а первоначальный взнос в два-три раза.

На новых условия кредиты смогут себе позволить лишь единицы. В связи с данной проблемой Президент РФ В.В. Путин поручил Правительству принять меры по снижению ипотечной ставки до 12 %.

При этом издержки банков, предоставляющих ипотечные кредиты по ставке ниже рыночной, предлагается компенсировать средствами Центрального Банка, федерального бюджета и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию [2].

Основные показатели реализации программы «Жилище» за 2011-2015 года отражены в таблице, составленной Департаментом государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России [4].

Таблица 1

Наименование индикатора Ед. изм. 2011 2012 2013 2014 2015

Уровень обеспеченности населения жильём (на конец года кв. метров на человека) кв. м. 22,8 23,1 23,4 23,8 24,2

Коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3-х человек) лет 4,3 4,2 4,1 4 4

Доля семей, имеющих возможность приобрести жильё, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заёмных средств процентов 19 23 25 27 30

Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использование ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (нарастающим итогом) тыс. семей 33,7 66,9 88,57 108,54 127,01

Годовой объем ввода жилья млн. кв. м. 63 63 64 68 71

Доля вода жилья, соответствующего стандартам эконом класса, в общем объеме вода жилья процентов 40 45 50 55 60

Доля ввода малоэтажного жилья в общем объеме ввода жилья процентов 50 55 60 60 60

Количество граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия (нарастающим итогом) тыс. семей 15,65 33,83 44,21 56,87 67,54

Количество объектов коммунальной инфраструктуры, строительства и реконструкция которых завершены (нарастающим итогом) штук 1 11 15 15 19

Сопоставив прогнозируемые данные по осуществлению государственной целевой программы «Жилище» с показателями реализации программы на 2015 год, можно сделать следующие выводы:

1) с начала осуществления программы с каждым годом рос уровень обеспеченности населения жильём. К концу года он вырос с 22,8 кв. м. на человека в 2011 году до 24,2 кв. м. на человека в 2015 году, что полностью удовлетворяет план успешной реализации программы;

2) как и планировалось, к 2015 году повысился процент доступности жилья – средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра стала равна среднему годовому совокупному денежному доходу семьи из 3 человек за 4 года;

3) возросла доля семей, имеющих возможность приобрести жильё, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заёмных средств. К 2015 году ее количество составило 30 %, что полностью удовлетворяет планам успешной реализации программы;

4) также успешно исполнен план по количеству молодых семей (127,01 тыс. семей), улучшивших жилищные условия (в том числе с использование ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

5) годовой объем ввода жилья рос с каждым годом и к концу реализации программы достиг ожидаемого результата – 71 млн. кв. м.;

6) перевыполнен план по улучшению жилищных условий за счет средств федерального бюджета. План предполагал улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета для 67,49 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, а по итогам улучшили свои жилищные условия 67,54 тыс. семей.

Исходя из составленного анализа, можно сделать вывод о том, что государственная целевая программа «Жилище», составленная на 2011-2015 года, достигла всех поставленных перед собою целей. По итогу ее реализации уровень обеспеченности жильём граждан РФ составил 24,2 кв.м.

на человека, что соответствует стандартам нормальных жилищных условий. 30 % семей получили жильё, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заёмных средств. 127,01 тыс. молодых семей улучшили свои жилищные условия.

На территории РФ было введено в эксплуатацию 71 млн. кв. м. жилых помещений.

Результаты реализации данной программы показали степень востребованности данного проекта в государстве. Исходя из этого, планируется продлить данную программу вплоть до 2020 года.

Список литературы:

1. О ходе реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» // Уровень жизни населения регионов России. – 2010. – № 10. – С. 3-113

2. Федеральная целевая программа «Жилище» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.fcpdom.ru/.

3. Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» (с изменениями и дополнениями) // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ».

4. Информационно-правовой портал «BestPravo» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/bz-pravo/t5k/page-4.htm.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА С ДЕЛЬКРЕДЕРЕ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКИ

© Курова Н.Н.*, Юдин Е.В.*

Сыктывкарский государственный университет им. П. Сорокина,

г. Сыктывкар

Статья посвящена вопросам, связанным с заключением договора с делькредере (ручательством комиссионера), особенностям теории и проблемам правоприменительной практики в этой области.

Ключевые слова: договор комиссии, делькредере, судебная практика.

Применение в гражданско-правовой сфере договора комиссии позволяет привлекать посредника для совершения сделок, что значительно упрощает поиск контрагентов. Однако при заключении сделки комиссионером риск ненадлежащего или несвоевременного исполнения сделки третьей стороной достаточно высок.

Вместе с тем, при заключении договора каждая из сторон старается максимально минимизировать риски, связанные с его исполнением. Именно с этой целью в договор часто включаются дополнительные условия, которые направлены на защиту имущественных прав сторон.

В частности, если в договоре комиссии будет прописано специальное условие (делькредере), то посредник в случае неисполнения обязательства третьей стороной вынужден будет произвести исполнение обязательства за свой счет.

В соответствии с договором комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст.

990 Гражданского кодекса РФ) [2]. По общему правилу, установленному п. 1 ст. 993 ГК РФ, комиссионер не несет ответственности перед комитентом за неисполнение третьим лицом сделки, которая была заключена с ним за счет комитента.

Исключениями из этого правила являются следую-

* Доцент кафедры Гражданского права и процесса, кандидат юридических наук.

* Студент 2 курса Ююридического института.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-realizatsii-federalnoy-programmy-zhilische-na-2011-2015-gg

Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050

Жилище 2011

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу “Жилище” на 2011 – 2015 годы.

2.

 Установить, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством” федеральной целевой программы “Жилище” на 2011 – 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством” федеральной целевой программы “Жилище” на 2002 – 2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 “О некоторых вопросах реализации подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством” федеральной целевой программы “Жилище” на 2002 – 2010 годы”.

I. Характеристика проблемы

В ходе реализации Государственной целевой программы “Жилище”, одобренной постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г.

N 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы “Жилище”, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 г. N 431, федеральной целевой программы “Жилище” на 2002 – 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г.

N 675, были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.

За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

Новые правовые условия создали основу для реализации на практике поставленных целей и позволили с помощью широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления осуществить меры, в том числе в рамках приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье – гражданам России”, направленные на улучшение жилищных условий тысяч семей и повышение качества оказываемых коммунальных услуг.

Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определило социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране.

Федеральная целевая программа “Жилище” на 2011 – 2015 годы (далее – Программа) предусматривает:

формирование рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности;

комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем;

стимулирование платежеспособного спроса на жилье, включая повышение доступности приобретения жилья для молодых семей;

повышение эффективности исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;

повышение качества и энергоэффективности жилищного фонда.

В рамках реализации Программы планируется отработать комплексный подход при строительстве жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, с учетом поддержки как спроса, так и предложения жилья экономкласса на рынке жилья. Указанный подход сбалансированной поддержки будет способствовать увеличению объемов ввода жилья экономкласса, снижению его стоимости и увеличению количества граждан, способных самостоятельно улучшить свои жилищные условия.

Программа представляет собой взаимоувязанный комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.

Проводимые с 2006 года реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий населения, установленных законодательством Российской Федерации.

Рынок жилья стал неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере, что обеспечило возможность успешной реализации федеральной целевой программы “Жилище” на 2002 – 2010 годы и приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье – гражданам России” в 2006 – 2010 годах, когда на практике были продемонстрированы возможности улучшения жилищных условий граждан, в том числе с предоставлением государственной поддержки.

Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда Российской Федерации по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальной базы жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда за 2006 – 2009 годы увеличилась с 33 до 87,2 процента, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 12,8 процента.

По сведениям органов государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно осуществляются сделки с недвижимостью, в которые вовлечено порядка 5,3 процента жилых домов и квартир, находящихся в частной собственности, что является существенным показателем развития рынка жилья.

Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве. Основную роль здесь стали играть частные, в том числе индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного частными и индивидуальными застройщиками, в общем объеме введенного жилья в 2009 году составила 47,8 процента.

Кардинально изменилась ситуация с предоставлением земельных участков для жилищного строительства. Если в IV квартале 2005 г.

после установления законодательного требования о предоставлении земельных участков для жилищного строительства на открытых аукционах лишь 10 процентов земельных участков было предоставлено на аукционах, то в IV квартале 2009 г.

на аукционах было предоставлено уже 82 процента земельных участков (без учета земельных участков для индивидуального жилищного строительства).

Ограниченные возможности так называемой “точечной застройки” с использованием уже существующей инженерной, социальной и дорожной инфраструктуры подтвердили правильность выбранного направления по реализации комплексного подхода к освоению и развитию территорий в целях жилищного строительства, осуществлявшегося в рамках подпрограммы “Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства” федеральной целевой программы “Жилище” на 2002 – 2010 годы.

Последовательно проводится политика по снижению административных барьеров в жилищном строительстве. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки территорий, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.

В целях обеспечения опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства, удовлетворяющего увеличивающийся платежеспособный спрос населения, в рамках реализации подпрограммы “Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства” были осуществлены мероприятия, направленные на реализацию инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в различных регионах Российской Федерации.

Государственная поддержка осуществлялась в виде субсидий на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.

В 2006 – 2009 годах в рамках подпрограммы реализовывалось 283 инвестиционных проекта в 65 субъектах Российской Федерации.

Общий объем привлеченной в жилищную сферу кредитной массы в 2008 году составил 13,7 млрд. рублей. Дополнительный объем ввода жилья составил 2,8 млн. кв. метров.

Общий объем привлеченной кредитной массы в 2009 году составил 6,3 млрд. рублей. Дополнительный ввод жилья составил 1,8 млн. кв. метров.

В 2010 году в рамках подпрограммы осуществлялась реализация 42 инвестиционных проектов в 10 субъектах Российской Федерации. Планируемый дополнительный ввод жилья составит 1,8 млн. кв. метров.

Основными проблемами реализации подпрограммы “Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства” на начальном этапе в 2006 – 2007 годах явились:

низкая заинтересованность, а в большинстве случаев и недостаток возможностей у местных органов власти в привлечении кредитных ресурсов для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой;

небольшой опыт у российских кредитных организаций в отношении практики кредитования проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой;

неготовность юридических лиц к привлечению кредитных ресурсов для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в связи с отсутствием практики залогового обеспечения кредита, а также в связи с отсутствием кредитных историй и опыта работы с банками.

В рамках реализации указанной подпрограммы в 2007 – 2008 годах были достигнуты положительные результаты, в том числе у юридических лиц появилась заинтересованность в привлечении кредитных ресурсов при реализации инвестиционных проектов в целях обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.

Так, в 2009 году для участия в отборе субъектов Российской Федерации и инвестиционных проектов для предоставления государственной поддержки было представлено 187 проектов из 46 субъектов Российской Федерации, из которых средства федерального бюджета были направлены на реализацию 56 проектов в 19 субъектах Российской Федерации.

Кредитные организации начали развивать новый кредитный продукт в виде проектного финансирования развития коммунальной инфраструктуры для жилищного строительства.

Анализ результатов реализации этой подпрограммы показал, что механизм ее реализации обеспечивает эффективный контроль над целевым использованием средств и формирует прозрачность процедуры обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.

Таким образом, целесообразно продолжить реализацию выбранного направления в 2011 – 2015 годах в рамках подпрограммы “Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации”, в которой планируется реализация следующих мероприятий, направленных на поддержку региональных программ развития жилищного строительства:

комплексная градостроительная планировка территорий в целях массового строительства жилья;

развитие строительства жилья экономкласса, в первую очередь малоэтажного, которое отвечает современным стандартам энергоэффективности и экологичности и доступно гражданам со средним уровнем доходов;

развитие социальной инфраструктуры параллельно со строительством жилья экономкласса;

Источник: https://geostart.ru/doc/read/2769

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.